Вдохновившись предыдущей поездкой по США решил попробовать проделать то же самое по Турции.
Маршрут покороче, конечно, и по времени, и по расстоянию.
5 дней, 4 ночевки (Анкара, Конья и 2 ночи в Анталии). 1850 км. Август-сентябрь 2010 года. Итак, поехали.
Для начала — общая карта поездки.
Дни до выезда. 10 дней в Стамбуле. Приятный город, много интересного. На осмотр города удалось выделить всего 2 дня. Остальное время пришлось торчать в офисе. Ну, я же сюда работать приехал, а не расслабляться, вообще то 🙂
Народ рыбачит повсюду. То ли повсеместное хобби, то ли есть нечего. Не исключаю, что и второе.
А вот мост, который связывает 3% европейской части Турции с 97-ю процентами азиатской части.
Это — воинская часть. Всё аккуратно и чисто.
Микрорайон Шишли очень похож на окраины Москвы 🙂
Двор, по крайней мере, точно похож 🙂
Всем жарко. Кошкам тоже.
«Великий базар». Цены — запредельные, всё для туристов.
Наконец, дела в Стамбуле закончены. Выезжаем.
День 1.
С утра уже как то не спалось. Приехал в Hertz к открытию, давайте, говорю, мою заказанную машину. Ну, всё как обычно — паспорт, права, кредитка.
<А что это за права у вас?>
<Нормальные права, говорю, других нет> (у меня простые российские <большие>).
<Ни фига не знаем, давайте международные>. Ну, думаю, приплыли. Минут 10 с честнейшими глазами доказывал клерку, что это и есть у нас в России такие <международные>. И что я по этим правам уже пол-мира объехал. Убедил, слава труду.
Выехал из Стамбула в направлении Анкары. Мне говорили, что в Турции прекрасные дороги. И между Стамбулом и Анкарой это действительно так. 3 полосы в каждую сторону. Отбойники. Отличная разметка. Четкие знаки.
Ну вот наконец и Анкара — столица. Весь город обойти не удалось, да и не хотелось. Прошелся по центру, зашел в местный «парк культуры и отдыха».
Район, в котором я поселился, оказался далеко не элитный. Ну, так получилось. Мой принцип поиска гостинниц был — поближе к центру. Ресторанчики, где можно нажраться водки даже на Рамадан. Чем местные синяки и занимались, а я смотрел на всё это из окна 4-го этажа.
День 2.
Рано утром выдвинулся из Анкары в сторону озера Туз (соленое озеро без воды — одна соль).
Первые 20 км дорога радовала, а потом началась настоящая «нетуристическая» Турция. По одной полосе в каждую сторону. Обочина в гравии. Много заплаток.
Немного сбавив скорость, добрался таки до этого «суперсоленого» озера.
В общем, ожидания не обманулись — зрелище действительно впечатляющее. Огромная белоснежная пустыня чистой соли. Только где-то в середине осталось немного воды.
После озера (куда, похоже, иностранные туристы все таки забредают) дальнейшая дорога до Аксарая стала ещё хуже. Выбоины, заплатки, колея, часто исчезающая разметка.
Аксарай оказался небольшим городком, да и планов там останавливаться не было. Поэтому проехал сквозь город и свернул на Конью.
Судя по всему, основная промышленность Аксарая и окрестностей — это добыча камня, известняка и других недрагоценных ископаемых. Так что вокруг города — соответствующая пыль и запах. Закрыл окна, включил кондей — и гнать дальше.
Приехал в Конью. Красивый (не могу сказать что небольшой) городок. День оказался неудачным — было окончания Рамадана. Закрыто всё. Прогулялся по городу. Зашел в центр. Если честно — совсем ничего интересного. На туристов город рассчитан не очень (это просто моё мнение — брошюры утверждали обратное).
День 3.
Рано утром собрался дальше. Сначала хотел просто доехать до Анталии (где-то 260 км), но потом посмотрел карту, и решил растянуть маршрут до 400 км — мимо трех горных озер. Так и поехал.
По дороге навигация завеля меня в такие дебри, что я окончательно стал сомневаться, есть ли дороги в Турции. Несмотря на то, что дорога была отмечена на карте, и была в навигации, фактически это был тонкий серпантин, без разметки, без отбойников, иногда почти без асфальта. Две машины еле разъезжаются (и то не всегда). Скорость — 10-20 кмч. Значительные перепады высоты — уши закладывает как при посадке в самолете.
Но пейзажи, конечно, это да… 🙂
Километров через 40 выбрался на более-менее нормальную дорогу, и прямиком до Анталии.
Наконец то — море!
Разместился в отеле, и поехал в центр, прогуляться. Парковаться — не просто <негде> а <совсем-совсем негде>. Заехал во дворы и бросил машину у жилого дома. Со здешним уровнем соблюдения законов, думаю, сойдет.
За те 7 лет, которые я здесь был в прошлый раз, практически ничего не изменилось. Ну, про Анталию русскому человеку рассказывать особо нечего — тут, кажется, уже все кому не лень — были. А тем, кто предпочитает Сейшелы, и объяснять нечего. Турция — отдых для широкой публики.
День 4.
8 утра — на пляж.Солнце уже подогревает, море восхитительно (хотя пара пластиковых бутылок и тряпок таки плавает — турки в этом плане вообще достаточно разгильдяи). Отель возле муниципального пляжа, но пляж вполне приличный. С кафешкой на берегу, где я и завтракал (отельную гадость кушать не хотелось).
Вернувшись в 10 в отель, начал думать что делать. На пляже лежать целый день — во-первых — скучно, а во вторых — сгорю. Лежать в отеле — тоже не вариант. Анталию смотреть — а что в ней смотреть то? Город как город.
Полез в карты. Нашел городок Каш, небольшой туристический центр, 170 км от Анталии. Почему бы и нет. Через 10 минут уже отъезжал от отеля.
Сильно умная навигация повела меня не по нормальной дороге вдоль побережья, а напрямую, через горы. Всего на 5 км меньше, но это отняло у меня почти 2 часа времени. Серпантин был ещё хуже — раздолбаная дорога, в гравии и расползшимся асфальтом, с кусками незаконченного ремонта и заплаток.
Плюс к этому я, рассчитывая заправиться позже, въехал в горный район с 1/5 бака. Заправок нет в принципе (да и откуда им там быть — бензовоз туда точно не заедет). Когда я понял, что у меня есть реально недетский шанс встать здесь посреди гор, начал экономить бензин как мог. Выключил кондей (на улице — +30 с лишним). Вспомнил абсолютно всё, чему меня учили молодые «бомбильные» месяцы на 41-м <Москвиче> по экономии бензина. Славатруду, коробка — механика. Везде где можно — накатом на нейтрали. Педалью тормоза старался не пользоваться. Въезжать в горки на кинетической энергии с предыдущего спуска.
Кое-как, с матюками и молитвами, доехал до Кумлуджи, достаточно уже крупного города на побережье. Последним накатом на нейтрали съехал влево, через встречку, в ближайшую заправку и с облегчением остановился.
Дальше дорога пошла весело. Серпантин вдоль моря. Кондей. Бензин не экономим 🙂
Ещё через полтора часа добрался до Каша.
Не могу сказать, что я объездил весь мир, но на Майами, в Ницце, Тайланде, Турции, Египте и много где в России я уже был. Каш — это действительно райский уголок. Небольшой город на 7000 жителей. Длинный горный полуостров с виллами у моря. Несколько островов. Прекрасные бухты.
В городе — маленький порт и туристическая зона: магазинчики, рестораны. Цены, правда, неулыбчивые. За плавки (с собой в этот день не взял, а искупаться хотелось) запросили 2000 рэ (на наши деньги). Рестораны подороже, чем в Анталии, но в пределах разумного. Цены на виллы даже не спрашивал 🙂
Обратно — опять тот же, уже немного поднадоевший (сам бы себе по голове стукнул за такую фразу уже месяц спустя :)) серпантин вдоль моря. Теперь уже поехал обратно через Кемер, потому что понял — второй раз тот раздолбаный горный перевал я уже не выдержу.
День 5. Крайний.
Утром как обычно — море, и выписываюсь из этого мерзкого отеля. До срока, когда надо быть в аэропорту — 8 часов.
Двинул на водопады, за 90 км от Анталии (но в другую сторону, противиположную Кемеру — на Аланию). Дорога отличная, 3 полосы в каждую сторону. Вот сюда уже вложились, да 🙂 Водопадики, чессслово, дохлые. Зато магазинов вокруг — море 🙂 Ну и куча туристических автобусов.
Зато подопад, который прямо в Анталии — это есть на что посмотреть.
К сожалению, для туристов место не заточено (абсолютно непонятно почему). Машину пришлось бросать прямо на дороге, и идти смотреть.
Вот — водопады, куда возят туристов за деньги:
А вот водопады, которые в 10 раз ближе и бесплатные:
Далее — небольшая прогулка по Старому Городу.
И всё, в аэропорт.
Хорошо, что приехал в аэропорт на час раньше. Сдать прокатную машину в аэропорту Анталии — задача совсем не тривиальная.
В аэропорту три терминала — два международных, третий — внутренние линии. Я сначала рванул по указателям <Rent-a-car Return> ко второму терминалу (обычно улетал из него в предыдущие разы). Указатель завел меня на платную стоянку, с которой я смог выбраться только за 4 доллара.
Потом охранники возле входа гоняли меня взад вперед вдоль аэропорта: один говорит — там сдача машин, другой указывает в противоположную сторону.
Пройдя весь аэропорт наткнулся на выдачу машин Херц. Тоже закрыто. Но указатель <сдать машину> ведь ведёт сюда!!!
Рванул в другой международный терминал. Тот же результат. Указатели — есть, сдачи машин — нет.
Наконец, один из охранников, который мог по аглицки связать больше двух слов, сказал, что сдача машин — на внутренних линиях. Рванул туда. Время уже поджимает. (Хорошо хоть между терминалами недалеко — 3-4 минуты езды).
Сдачи машин опять нет. Есть выдача, там (наконец то) сидит человек. Но подойти к нему нельзя — он в зоне прилета, с наружи туда не войти. Я пристал к охране — вызовите мне вон того, из Херца. Еле объяснил им (на внутренних линиях по английски — совсем никто и никак :() Наконец вытащили этого мужика. Он сразу понял — <Вы из Стамбула?>. <Да, ёпрст, уже час не могу найти где машину сдать>.
Он принял машину и отвез меня к моему терминалу, по дороге рассказав, что сдача машин у них, действительно, не очень удобная (мягко, однако), но — никого это особо не беспокоит. Турецкий Херц — уж точно не парится.
Ура, возвращение! Удачно взяв место у аварийного выхода (с моими двухметровыми ногами сидеть на простых местах — просто невозможно) через три часа приземлился в Шереметьево!
Общие комментарии по поездке.
Полюбил ли я Турцию после путешествия? Нет. И лишний раз возвращаться туда — не хочется.
Хорошая природа (но не лучше нашего Алтая), есть интересные места, прекрасное море. Но — не более того. Не покидает какое-то чувство <здесь всё чужое> и <тебе здесь не рады>. Ни в Европе, ни в США такого чувства не возникало. Туркам никто не нужен. Им нужен твой кошелек, и самый лучший вариант для них — это если ты по прилету просто отдашь все деньги, и улетишь обратно 🙂
Общее мнение о населении — извините — бездельники. Возможно, это не так, но это — лично моё ощщущение (я там был третий раз). Нормальный турок что-то производить добровольно — не будет. Работать он может только если его прижмет, или его заставят. <Американской мечты> там нет.
Нормальный турок может только продавать. Продают там всё и везде. И в столице, и в маленьких городах — прямо на улице, раскладывают свои шмотки, бусы, ножницы, отвертки — и ждут покупателя.
Я так и не понял, кто покупает в таких количествах провода, выключатели, клеммы и светильники и гвозди — но это, кажется, треть всех магазинов!!!
Про дороги. Говорят, в Турции хорошие дороги. Да, хорошие. Но их мало. Прекрасная трасса между Стамбулом и Анкарой. Почти такая же хорошая — от Анталии до Финике, и до Алании. В остальной Турции дороги попроще, а если съезжать с основных маршрутов — то просто <полная мама-мия> (даже сделанные фото всего кошмара не передают).
Про деньги. Валюта — Турецкая Лира. Не знаю там про официальные курсы, но все торговцы примерно приравнивают так: 1 евро = 2 лиры. 2 бакса — 3 лиры. Всё. Точнее перевода нет. Возьмут в той валюте, которой хочешь (Из этих трех. Рубли не берут.)
Отели. Меньше трех звезд — скорее всего будет грязной конурой. Я бронировал отели прямо в день заезда, через hotels.com — очень удобно. Номера есть всегда, но в день заезда, понимая, что номер может вообще остаться пустым, скидки — огромные. В Конье, например, жил в приличных 4 звездах за 120 долларов, заплатив 45. А вот в Анталии был просто гадюжник за 80.
Вот примерно так. Теперь раздумываю о том, как рвануть через Европу, или по Азии.