Откопал в архивах материалы книги, которую планировал написать. Но идея издания книги отложена, по нескольким причинам.
Во первых, на целую книгу материала не хватает. Не хотелось бы выпускать тощую брошюрку. Во вторых, современный мир русскоязычного ИТ достаточно узок. Часто описываются недвусмысленные ситуации, которые позволяют однозначно определить участников, и могут быть расценены как «разглашение». Поэтому имеющиеся наработки отдельными кусками будут выложены на сайт. Возможно, впоследствии соберу все обратно в книгу.
Нет более трудной и неблагодарной работы, чем менять сложившуюся модель управления в компании.
Это намного сложнее, чем менять свои собственные привычки. Ваши собственные привычки – это сложившаяся модель управления одним человеком, представьте тогда, каково менять это одновременно у десятков, сотен и тысяч людей.
Много ли вы видели людей, которые усилием воли поменяли свои собственные привычки?
Какие цели ставили перед собой? Какие обещали бонусы за это сами себе? Статистика всё равно остается на стороне консерватизма и стабильности.
Менеджеру, который начинает серьезные изменения в компании, предстоит трудный путь, во время которого он не получит ни бонусов, ни благодарностей. Возможно, только через несколько лет после его ухода, люди, которые будут работать в уже отлаженном механизме, помянут его добрым словом. Раньше – вряд ли.
Сложности в развитии управления увеличиваются на порядки, когда вопрос касается информационных технологий.
В настоящее время выпущено достаточно литературы по управлению в ИТ. У меня эта литература занимает две полки шкафа. И если задаться целью прочитать всё это последовательно от корки до корки, то, во-первых, можно поехать головой, во-вторых, к четвертой книге начинаешь понимать, что пишут все об одном и том же, а в-третьих, начинают возникать мысли: «Это всё, разумеется, красиво, но если бы автор побывал бы у нас в компании, да поработал бы с полгода в нашем отделе, посмотрел бы я, как бы он всё это применял».
Нет, я не претендую на истину в последней инстанции, и восхищаюсь аналитикой и собранной информацией многих авторов, но в этой книге постараюсь изложить работу ИТ именно изнутри, с практическим применением и с описанием ситуаций, которые возникали в реальной работе.
Некоторые моменты могут показаться читателю спорными, некоторые – неправильными с научной точки зрения. Но всё, что я описываю в этой книге, происходило в реальной жизни в компаниях, где я работал, либо участвовал в проектах.
Цель книги – рассказать о мировом передовом опыте, собранном в библиотеках ITIL (Information Technology Infrastructure Library) и MOF (Microsoft Operations Framework) так, как это возможно применить на практике в реальных ситуациях.
На протяжении книги мы будем проходить по тем же самым активностям и процессам, которые описаны во всемирно признанном ITIL-е, и обсудим, как это применить в наших компаниях с наименьшими потерями.
Кому предназначена эта книга?
Серьезные гуру в консалтинге, полагаю, прочтут эту книгу с интересом, но вряд ли подчерпнут из неё что-то принципиально новое. Эта книга в первую очередь предназначена для тех, кто работает в ИТ, не понаслышке знаком со многими внутренними проблемами информационных технологий, и размышляет о том, как мировой передовой опыт может помочь ему организовать работу так, чтобы и бизнес был доволен, и самому спокойно спать по ночам.
Следует отметить, что книга предназначается для людей, занимающихся эксплуатацией ИТ-систем. Разработчики, надеюсь, тоже найдут для себя полезную информацию, и в некоторых главах они тоже упоминаются. Но основные принципы, заложенные здесь, всё таки предназначены для тех, кто занимается ежедневной эксплуатацией и поддержкой существующих ИТ-сервисов для бизнеса.